«История,
застывшая в камне», - это распространенное выражение в полной мере
применимо к столичному музею-заповеднику «Коломенское». Белоснежную
церковь Вознесения построил здесь еще в 16 веке великий князь Василий
III. Роскошные Царские врата возведены в царствование Алексея
Михайловича. На соседнем холме возвышается храм Иоанна Предтечи,
построенный в честь восшествия на престол самого Иоанна Грозного. На
территории нынешнего Коломенского, в селе Дьяково были обнаружены
остатки городища, возникшего здесь еще две с половиной тысячи лет тому
назад. Это поселение дало имя целой археологической культуре –
Дьяковской. Каково же происхождение Коломенского и почему оно было так
названо? Существует несколько версий. Говорят, что село было основано
еще римскими легионерами, которыми руководил полководец по имени К.
Коломень. Михайло Ломоносов также считал, что римляне в прошлом вполне
могли обосноваться в Подмосковье. В 1908 и 1916 годах профессор
А.Некрасов, проводивший раскопки в Коломенском, находил надгробные плиты
с надписями на старославянском и латинском языках. Одна из таких
надписей гласила: "Prаеfесtus сvintus Соlоmnius”. Летом 1903 года
крестьянин села Коломенское обнаружил остатки доспехов и оружия
римского легионера, а в 1916 году А.Некрасов нашел лаборум - римский
военный знак, служивший знаменем.
Вся живописная природа Коломенского, его
исторические и архитектурные памятники превращают поселок в девственную
заповедную зону, которая расположилась почти в центре столицы. Одним из
самых знаменитых творений природы в Коломенском считают Голосовой овраг,
протянувшийся с запада на восток и разделяющий Коломенское на две
почти равные части. По дну оврага течет небольшой ручей, образованный
родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что
родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то
проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием. Вода в ручье
очень студеная. Температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса,
что наделяет воду свойствами наибольшей живительной силы. Зимой ручей
не замерзает даже в суровые морозы. Историки полагают, что изначально
овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога
- властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так
могли назвать этот овраг древние финно-угорские племена, жившие на
берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Косвенно
подтверждают эту версию современные исследования геологов. Москва, как
известно, стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном
геологическом образовании, однако у каждой платформы есть свои разломы,
и один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Так
что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное
царство».
Еще
одна необычная достопримечательность этих мест – два огромных камня в
глубине оврага весом по несколько тонн каждый. Основная масса этих
валунов находятся в земле, на поверхность выходят лишь небольшие
вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком
склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Им
поклонялись еще языческие племена, и именно тогда камни получили свои
имена. Нижний камень называют «Гусь». Считается, что он
покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний -
«Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной
половине человечества. Поверхность камней очень необычна. Она
напоминает гигантские пузыри и испещрена многочисленными письменами.
Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств и сегодня.
Достаточно прикоснуться рукой к их волнистой поверхности и загадать
желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего
дерева, и тогда камни, в которых до сих пор живут духи древних богов,
обязательно помогут осуществить мечту. Статистики осуществленных надежд
здесь никто не ведет, но количество разноцветных кусочков материи,
развевающихся на ветру, исчисляется сотнями.
И Голосовой овраг, и оба камня испокон веков были
окутаны массой тайн и загадок. Существуют документальные подтверждения,
что еще в 16 веке жители Коломенского обращались с жалобами к власти
по поводу того, что кто-то волосатый и огромный часто посещает их сады и
огороды. Посланные на поиски злоумышленника солдаты никого не
обнаружили. Упоминание об этом нашел А.Андреев в летописях того
времени: одна из встреч с этим чудищем состоялось 29 августа 1566 года.
Волосатый сам добровольно показался солдатам. Чудовище было хоть и
огромное, но очень миролюбивое, поэтому солдаты отпустили его. Такие
случаи описаны не только в древних летописях, но и в советской печати.
Так, в 1926 году местный милиционер наткнулся в густом тумане на
«заросшего шерстью дикаря» ростом более двух метров. Страж порядка
вытащил пистолет, но таинственное существо мгновенно исчезло в тумане. К
поиску необычного гостя подключились местные школьники, однако следов
его пребывания обнаружить так и не удалось. Зато на страницах одной из
столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят
Лешего».
С давних времен этот овраг был окутан покровом
тайны. В Софийском временнике описан интересный случай появления в 1621
г. из густого тумана почти у самых ворот государева дворца небольшого
отряда татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и
взяли в плен. Все пленные показали, что они воины хана Девлет-Гирея,
войска которого пытались захватить Москву в 1571 г, но были разбиты и
развеяны на мелкие группы. Отряд, уходя от преследования, спустился в
глубокий овраг, окутанный туманом, в надежде позднее выйти на степные
просторы. Татары погрузились в туман, казалось, всего на несколько
минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных сказал, что туман
был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед
погоней на это никто не обратил внимание. Царь Михаил Федорович
приказал учинить дознание и розыск, которые показали, что татары скорее
всего говорили правду. Даже их оружие и экипировка не соответствовали
привычному вооружению того времени, а больше походили на устаревшие
образцы середины 16 столетия. Что стало в дальнейшем с пришельцами из
прошлого, древняя летопись не сообщает.
Документы полицейского управления Московской
губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг.,
неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди
жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Один из случаев
приводится в газете «Московские Ведомости» от 09.07.1832 года.
Возвращаясь ночью из села Дьякова, крестьяне деревни Садовники Архип
Кузьмин и Иван Бочкарев решили сократить дорогу и пройти Голосовым
оврагом, хотя это место и считалось «нечистым». Когда они спустились в
овраг, то погрузились в густой туман, а когда прошли между Девичьим и
Гусь-камнями, то словно канули куда-то и оказались в коридоре, залитом
белесым светом и загроможденном непонятными предметами. Мужики вошли в
него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались
указать им обратную дорогу. Через несколько минут вокруг снова
заклубился туман, и крестьяне продолжили путь. Вскоре они вновь
очутились в овраге и, выйдя из него, направились домой. Каково же было
удивление друзей, когда они узнали, что отсутствовали дома больше 20
лет, и на дворе уже 1831 год... «История,
застывшая в камне», - это распространенное выражение в полной мере
применимо к столичному музею-заповеднику «Коломенское». Белоснежную
церковь Вознесения построил здесь еще в 16 веке великий князь Василий
III. Роскошные Царские врата возведены в царствование Алексея
Михайловича. На соседнем холме возвышается храм Иоанна Предтечи,
построенный в честь восшествия на престол самого Иоанна Грозного. На
территории нынешнего Коломенского, в селе Дьяково были обнаружены
остатки городища, возникшего здесь еще две с половиной тысячи лет тому
назад. Это поселение дало имя целой археологической культуре –
Дьяковской. Каково же происхождение Коломенского и почему оно было так
названо? Существует несколько версий. Говорят, что село было основано
еще римскими легионерами, которыми руководил полководец по имени К.
Коломень. Михайло Ломоносов также считал, что римляне в прошлом вполне
могли обосноваться в Подмосковье. В 1908 и 1916 годах профессор
А.Некрасов, проводивший раскопки в Коломенском, находил надгробные плиты
с надписями на старославянском и латинском языках. Одна из таких
надписей гласила: "Prаеfесtus сvintus Соlоmnius”. Летом 1903 года
крестьянин села Коломенское обнаружил остатки доспехов и оружия
римского легионера, а в 1916 году А.Некрасов нашел лаборум - римский
военный знак, служивший знаменем.
Вся живописная природа Коломенского, его
исторические и архитектурные памятники превращают поселок в девственную
заповедную зону, которая расположилась почти в центре столицы. Одним из
самых знаменитых творений природы в Коломенском считают Голосовой овраг,
протянувшийся с запада на восток и разделяющий Коломенское на две
почти равные части. По дну оврага течет небольшой ручей, образованный
родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что
родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то
проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием. Вода в ручье
очень студеная. Температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса,
что наделяет воду свойствами наибольшей живительной силы. Зимой ручей
не замерзает даже в суровые морозы. Историки полагают, что изначально
овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога
- властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так
могли назвать этот овраг древние финно-угорские племена, жившие на
берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Косвенно
подтверждают эту версию современные исследования геологов. Москва, как
известно, стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном
геологическом образовании, однако у каждой платформы есть свои разломы,
и один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Так
что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное
царство».
Еще
одна необычная достопримечательность этих мест – два огромных камня в
глубине оврага весом по несколько тонн каждый. Основная масса этих
валунов находятся в земле, на поверхность выходят лишь небольшие
вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком
склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Им
поклонялись еще языческие племена, и именно тогда камни получили свои
имена. Нижний камень называют «Гусь». Считается, что он
покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний -
«Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной
половине человечества. Поверхность камней очень необычна. Она
напоминает гигантские пузыри и испещрена многочисленными письменами.
Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств и сегодня.
Достаточно прикоснуться рукой к их волнистой поверхности и загадать
желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего
дерева, и тогда камни, в которых до сих пор живут духи древних богов,
обязательно помогут осуществить мечту. Статистики осуществленных надежд
здесь никто не ведет, но количество разноцветных кусочков материи,
развевающихся на ветру, исчисляется сотнями.
И Голосовой овраг, и оба камня испокон веков были
окутаны массой тайн и загадок. Существуют документальные подтверждения,
что еще в 16 веке жители Коломенского обращались с жалобами к власти
по поводу того, что кто-то волосатый и огромный часто посещает их сады и
огороды. Посланные на поиски злоумышленника солдаты никого не
обнаружили. Упоминание об этом нашел А.Андреев в летописях того
времени: одна из встреч с этим чудищем состоялось 29 августа 1566 года.
Волосатый сам добровольно показался солдатам. Чудовище было хоть и
огромное, но очень миролюбивое, поэтому солдаты отпустили его. Такие
случаи описаны не только в древних летописях, но и в советской печати.
Так, в 1926 году местный милиционер наткнулся в густом тумане на
«заросшего шерстью дикаря» ростом более двух метров. Страж порядка
вытащил пистолет, но таинственное существо мгновенно исчезло в тумане. К
поиску необычного гостя подключились местные школьники, однако следов
его пребывания обнаружить так и не удалось. Зато на страницах одной из
столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят
Лешего».
С давних времен этот овраг был окутан покровом
тайны. В Софийском временнике описан интересный случай появления в 1621
г. из густого тумана почти у самых ворот государева дворца небольшого
отряда татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и
взяли в плен. Все пленные показали, что они воины хана Девлет-Гирея,
войска которого пытались захватить Москву в 1571 г, но были разбиты и
развеяны на мелкие группы. Отряд, уходя от преследования, спустился в
глубокий овраг, окутанный туманом, в надежде позднее выйти на степные
просторы. Татары погрузились в туман, казалось, всего на несколько
минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных сказал, что туман
был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед
погоней на это никто не обратил внимание. Царь Михаил Федорович
приказал учинить дознание и розыск, которые показали, что татары скорее
всего говорили правду. Даже их оружие и экипировка не соответствовали
привычному вооружению того времени, а больше походили на устаревшие
образцы середины 16 столетия. Что стало в дальнейшем с пришельцами из
прошлого, древняя летопись не сообщает.
Документы полицейского управления Московской
губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг.,
неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди
жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Один из случаев
приводится в газете «Московские Ведомости» от 09.07.1832 года.
Возвращаясь ночью из села Дьякова, крестьяне деревни Садовники Архип
Кузьмин и Иван Бочкарев решили сократить дорогу и пройти Голосовым
оврагом, хотя это место и считалось «нечистым». Когда они спустились в
овраг, то погрузились в густой туман, а когда прошли между Девичьим и
Гусь-камнями, то словно канули куда-то и оказались в коридоре, залитом
белесым светом и загроможденном непонятными предметами. Мужики вошли в
него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались
указать им обратную дорогу. Через несколько минут вокруг снова
заклубился туман, и крестьяне продолжили путь. Вскоре они вновь
очутились в овраге и, выйдя из него, направились домой. Каково же было
удивление друзей, когда они узнали, что отсутствовали дома больше 20
лет, и на дворе уже 1831 год...
|