Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Ницше Фридрих Вильгельм
Круги на полях, а ведь наверняка есть еще “круги” на воде, - это некий “диалог” Земли с человеком, правда односторонний… Что Земля хочет нам сказать, может предостеречь?
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. Иоганн Гёте У счастливых цифр много нулей. Янина Ипохорская
Если оборотнем станет маньяк, получим кровожадную тварь; если оборотнем станет подлец, получим жестокого разбойника; если оборотнем станет алчный человек, он станет держать в страхе и подчинении многие селения… Пусть уж лучше оборотнями будут шаманы — они хоть под все это подведут идею служения духам. Аий Оршуо.
Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой Бог, какого мне изображают. Дени Дидро У бога нет религии. Махатма Ганди
Есть общепринятое мнение,
что имя Сатана происходит от термина "сатан", означающего идею
противоречия. Традиционную версию о том, что Сатана был сначала ангелом,
но возглавил мятеж против Бога и, в конечном счете, был изгнан вместе
со своими последователями, с неба, можно найти в апокрифах,
некамонизированных древнееврейских книгах, и апокалиптических книгах.
Эта литература вдохновила Джона Мильтона написать "Потерянный рай" в
17-м веке.
Первоначально Сатана был скорее абстрактным существом, нежели
воплощением зла. Когда он появился в древнееврейском Священном писании
(Ветхом завете), он представлял собой противника, агента Бога, который
мог иметь либо человеческие, либо ангельские черты. Сатана испытывает, к
примеру, честность людей (например, в работе), и лишь во власти Бога
ограничить силу Сатаны творить зло.
В Новом завете Сатана стал воплощением зла и стал изображаться как
дракон или змей. Все же, несмотря на то, что сила Сатаны была признана,
он считался лишь частью целого: он не мог сокрушить Бога и подчинялся
ему. Фактически, если бы он смог прямо противопоставить свою власть
авторитету Бога, главный принцип единобожия был бы нарушен. В иудаизме и
христианстве нет места для равного противостояния добра и зла. (Дуализм
в древности возник в персидской религии зороастризм, в манихействе и
гностицизме).
В христианстве Сатана изображается как искуситель, порицатель,
исполнитель наказания и предводитель падших ангелов, который будет в
конце концов повержен с наступлением царства Божьего.
Ислам разделяет некоторые концепции христианства относительно Сатаны.
Сатану можно найти в Коране под именем аль-Шайтана (демона),
считающегося искусителем. Он также ассоциируется с низменным в человеке,
с его похотью и обладает силой сбивать людей с пути, маскируя свою
внешность, заставляя людей творить зло.
В библейской литературе Сатана и змей часто взаимозаменяемы, особенно в
апокалиптической литературе. Однако в 3-м в. христианский философ Ориген
полностью установил взаимосвязь между Сатаной и змеем и в последующие
века змей считался либо инструментом Сатаны, либо его воплощением.
Однако Сатана является не только символом смерти и зла. В фольклорных
традициях иудо-христианства и ислама, где его обычно изображают
"рогатым", он ассоциируется с плодородием и сексуальными культами, а
также с практикой колдовства. Так, Сатана давал целительную силу
ведьмам, проводившим ритуалы шабаша в течение многих веков по всей
Европе.
Образ Сатаны нередко вдохновлял писателей, поэтов, художников и
музыкантов на протяжении всей истории искусства. Есть множество
вымышленных историй о путешествиях в подземное царство Сатаны, о сделках
с Дьяволом, об одержимости и изгнании бесов.
В этих историях
развивалась концепция роли Сатаны, отражая философские воззрения
человечества. Хотя его обвиняли в распространении зла на земле, что вело
к резне и разрушению, он в то же самое время являлся и вдохновителем
художников в их творческом порыве.