Язычники
смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве
физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять
жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия
восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских
племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы
и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического
элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у
славян, а это может означать, что между ними не образовались
завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение
их совершались в родовой, а не в дружинной форме. Восточнославянское
язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем
сосуществовании с христианством отражено в большом количестве
материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего,
подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие
самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без
внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных
урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того,
это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях
городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных
архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют
женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах
свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими
заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами. Своеобразным,
но очень плохо изученным остатком языческой стороны являются
многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора»
(местопребывание ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь»,
«Волосово» и т.п. Очень важным источником, являются свидетельства
современников, занесенные в летописи, или в специально записанные
научения против язычества. Около полутора столетий Киевская Русь
была государством с языческой системой, нередко противостоящей
проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось
влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами,
сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную
аграрно-заклинательную символику. В эпоху Святослава, в связи с
воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество
было реформировано и противопоставлено проникновению на Русь
христианству: так называемый «Пантеон Владимира» был, с одной стороны,
ответом христианству, а с другой - утверждением княжеской власти и
господства класса воинов - феодалов. Выполнение общеплеменных
ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных
действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение
календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и
творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний
требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародей»,
«облакопроганителей», «ведуни», «потворы» и др.). Через столетие
после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях привлечь на свою
сторону целый город для противодействия князю или епископу (Новгород).
Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое
деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру со
своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами, по всей
вероятности, со своим языческим летописанием 912 - 980 гг. Прочность
языческих представлений в русских феодальных городах средневековья
явствует, во-первых, из многочисленных церковных поучений. Направленных
против языческих верований и проводимых в городах языческих обрядов и
празднеств, а во-вторых, из языческой символики прикладного искусства,
обще желавшего не только простых людей городского посада, но и высшие,
княжеские круги (клады 1230-х годов). Во второй половине XII в языческий
элемент сказывался ещё в полной мере.
|