Дьявол помечает свою добычу
Наиболее легко заметить в человеке признаки бесноватости во время церковной службы:
— «припадочный » боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание либо, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия;
— окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана может вызывать у него физические муки;
— звон церковного колокола заставляет его морщиться и страдать от головной боли;
— одержимый физически
не способен принять ни одно из христианских таинств. Если подходит
к причастию, может запросто оттолкнуть руку священника, предлагающую
ему вино и хлеб.
Однако одержимость может проявляться и за пределами храма. Согласно
христианским представлениям, к признакам бесноватости относятся
и следующие:
— утверждение самого человека о том, что он одержим дьяволом (демоном ) или его мучают бесы;
— буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным;
— богохульство, ругательства и проклятия в адрес церкви, святых;
— называние себя другим именем, разговоры от другого лица (от лица той сущности, кем человек одержим);
— внезапное проявление способности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
— появление паранормальных способностей и неестественных знаний;
— бесстыдное поведение;
— физические изменения во время припадка (одержимый нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях, часто у него появляется огромная сила);
— изменение внешнего облика во время приступа (бесноватый принимает дикий, страшный вид) и самой личности (злой , кидающийся на всех и сквернословящий человек может быть вполне добродушным и спокойным, когда припадок проходит).
«Человеку
неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую
одержимость от психических заболеваний, например истерии,
так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы
беснования, — пишет в своей книге «Об
Ангелах и бесах» о. Константин Пархоменко. — Больной может
неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть,
кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько
человек не могут с ним справиться.
…В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются,
поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда —
об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».
Чаще других припадкам подвержены люди пассивные, зависимые, уязвимые,
открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного
достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним
влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, у них нет четкой
определенности в отношении самих себя.
Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей,
что можно наблюдать в действиях толпы; и даже население целых стран,
как это было в Германии во время правления нацистов.
Официальная паука не признает возможности вселения в человека бесов или
дьявола. В психологии есть специальный термин — какодемономания,
обозначающий психическое расстройство, связанное с бредом вселения
в больного нечистой силы. Какодемон — злой дух, в противоположность
нейтральному духу (демону ) и благому духу (агатодемону ).
В 1923 году психолог и психиатр Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию
неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны,
по его мнению, — результат подавления желаний. Одним из знаменитых
одержимых, о котором писал Фрейд, был успешный баварский художник XVII
века Кристоф Хайцманн. В августе 1677 года Хайцманн был доставлен
в полицию: в отчаянии он молил, чтобы его отвезли в ближайший храм Девы
Марии. \л девять лет до этого дня художник якобы подписал договор
с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора
истекал, и теперь Кристоф боялся, что за ним придет Дьявол.
Полиция поверила ему и доставила в храм. После трехсуточных заклинаний
раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порван,
договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».
Фрейд объяснял, что в расстройстве мужчины проявился пугающий образ
недавно умершего отца, который, по представлению Хайцманна, хотел
изнасиловать его и кастрировать. С точки зрения Фрейда, причина болезни
Кристофа крылась в неудачном разрешении эдипова комплекса.
Основное, что можно противопоставить позиции неверия в бесноватость, -это опыт людей, занимающихся экзорцизмом (отчиткой ),
а все они свидетельствуют, что хотя и редко, но встречаются среди
психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо —
дьявол. Данный факт, кстати, подтверждают и врачи-психиатры, которые
по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.
«Если
врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую
ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных
со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному:
чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой
водой, — пишет о. Константин Пархоменко. — Такие больные рычат,
кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После
соприкосновения ro святыней эти больные успокаиваются на некоторое
время.
Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. ( …)
Эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным
лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения
со святыней, после чтения над ними молитв».
Практика показывает, что такие больные могут отличить святую воду
от обычной; в священнике, одетом в светскую одежду, различают служителя
церкви, и т.д.
Подобные опыты проводил еще в первой половине XX века известный
российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай
Васильевич Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии —
верующий человек. На данную тему им была даже выпущена книга,
называвшаяся «Порча , кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни». Вот выдержка из этой работы:
«Кликуша
безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто
мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой,
она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Кода
была свежая, крещенских (исследование
было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые
стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того
как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат,
я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и пилил их поровну
в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками.
Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».
Как уже упоминалось, для избавления одержимых от душевных и физических
мук служители Церкви проводят отчитку — специальный молебен, во время
которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную
силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.
Раньше такие ритуалы совершались священником индивидуально
над человеком, который явно одержим злым духом. Массовые отчитки
появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви
порядка совершения этого чина.
Сегодня в храмах, где служат «сильные батюшки», как называют их прихожане, можно увидеть одновременно несколько десятков человек, пришедших увидеть «сеанс экзорцизма» на всякий случай ( «А вдруг в меня тоже вселился бес?»). Это напрасная трата времени. Отчитка нужна только при явных симптомах беснования.
Для того же, чтобы быть недоступным действию злых сил, нужно помнить
и воплощать в жизнь слова современного афонского старца Паисия
Святогорца, который говорил: «Когда
грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда
диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил,
нам нужно разрушить старый дом и построить новый».
|