По поверьям древних, Аспид – это
чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья
у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По
некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен.
Asp — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях Aspic
— вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях Aspid
— вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях Aspide
— вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях Aspis
— вариант написания названия Аспида в европейских
средневековых бестиариях и рукописях, в частности в «Этимологиях»
Исидора Севильского Аспик
— вариант русского названия Аспида Ехидный
— одно из прозвищ Аспида (в Архангельской губернии) П
естрый змей — одно из прозвищ Аспида
«Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою
молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. ежели укусит,
человек распухает страшно и заживо гниет.»
Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид,
те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям –
на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится:
только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…
Аспид напоминает и
Змея Горыныча из русских сказок, и василиска – чудовищного змия,
убивающего одним взглядом, и Ехидну – деву змееголовую, которая, по
античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая –
трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков
славян.
Славянские мифы
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид,
и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит,
того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались
славянские вожди и стали думать, как беду избыть.
Решили выставить могучее войско, но
волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал: –
Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел
хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее
придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения,
принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на
нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть. Думал обаянник три
дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил,
что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном
капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот
приходит обаянник к вождям и говорит: – Созовите всех кузнецов и
отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И
дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне
добрые боги три тайны и указали, как от Аспида
спастись. Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и
широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в
железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое
отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту
яму и притаился. И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса – летит Аспид.
Завидев вдали селения, издал Аспид
радостный шип, как вдруг… вдруг из-под земли громко, оглушительно
затрубили трубы. А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была
такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж
теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и
заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук
раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в
щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись – и вцепились ему в шею, в
лапы, в крылья. Одни щипцы остынут – помощники обаянника накаляют
другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву
добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю –
только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить
иначе, как только сжечь.
|