Воскресенье, 19.11.2017, 09:56
Приветствую Вас ГОСТЬ RSS
phantasma
ГлавнаяСТАТЬИРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
НЕМНОГО ОБО ВСЁМ... [16]
Паранормальные явления - опиум для атеиста.
ВАМПИРЫ [21]
Для вампира смерть не конец, а начало.
ЗОМБИ [8]
Патологический зомби тот, кто не знает о своем зомбировании. Вадим Мозговой
ВРЕМЯ. ТАЙНЫ ВРЕМЕНИ. СКВОЗЬ ВРЕМЯ [9]
Эпоху можно считать законченной, когда истощились ее основополагающие иллюзии. Артур Миллер
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ. ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА. ЧУДЕСА СВЕТА [57]
Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются. Дени Дидро
НЛО. ПРИШЕЛЬЦЫ [12]
Летающие тарелки это белые мыши технологической цивилизации. Вальдемар Островский
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ЙЕТИ [6]
Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было. Жуков Александр
ПРИВИДЕНИЯ.ПРИЗРАКИ. ПОЛТЕРГЕЙСТ [21]
Научная фантастика пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений. Брайан Олдис
МОНСТРЫ. ЧУДОВИЩА [25]
Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Ницше Фридрих Вильгельм
ДЬЯВОЛ. ДЕМОНЫ и Ко [21]
Homo homini daemon — «человек человеку демон».
ЖИВОТНЫЕ [13]
Если звери - это наши меньшие братья, то охоту следует признать ничем иным как актом братоубийства. Бауржан Тойшибеков
КРУГИ НА ПОЛЯХ [7]
Круги на полях, а ведь наверняка есть еще “круги” на воде, - это некий “диалог” Земли с человеком, правда односторонний… Что Земля хочет нам сказать, может предостеречь?
ЗАГАДОЧНЫЕ НАХОДКИ [8]
"Вещи, которых не могло быть"
ЧИСЛА. ЦЫФРЫ. ДАТЫ [19]
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. Иоганн Гёте У счастливых цифр много нулей. Янина Ипохорская
ЦИВИЛИЗАЦИИ. НАРОДЫ. [11]
Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний. Ганди М.
СМЕРТЬ [17]
Умереть — значит присоединиться к большинству. Петроний Гай
МАГИЯ [14]
Магия — бабушка современной науки. B. Леей
ОБОРОТНИ. ЛИКАНТРОПИЯ. [14]
Если оборотнем станет маньяк, получим кровожадную тварь; если оборотнем станет подлец, получим жестокого разбойника; если оборотнем станет алчный человек, он станет держать в страхе и подчинении многие селения… Пусть уж лучше оборотнями будут шаманы — они хоть под все это подведут идею служения духам. Аий Оршуо.
РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ [0]
В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОПИСАТЬ ВАШИ ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ ОТМ, КАК ВЫ ИЛИ ВАШИ ЗНАКОМВЕ СТАЛКИВАЛИСЬ С ЧЕМ-ТО НЕОБЪЯСНИМЫМ
ВЕДЬМЫ И ИНКВИЗИЦИЯ [9]
Ведьмы встречают два вида людей в мире: ведьмы и те, что рады, что они не ведьмы.
БОГИ. БОЖЕСТВА. АНГЕЛЫ и Ко ... [21]
Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой Бог, какого мне изображают. Дени Дидро У бога нет религии. Махатма Ганди
Наш опрос
С ЧЕМ ПАРАНОРМАЛЬНЫМ ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ?
Всего ответов: 372
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МОНСТРЫ. ЧУДОВИЩА

КИКИМОРА

Кикимора

«Кикимора (по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши.

«— От силы нечистой зародилось во чреве сие детище, проклинали его отец с матерью еще до рождения, кляли-бранили клятвой великою: не жить бы ему на белом свете, не быть бы ему в обличье человека, гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне неугасимом! Унеси, нечистая сила, дите свое из утробы матери за тридевять земель, нареки его там кикиморой, отдай на взращение кудеснику в горы каменные. Расти ему там в холенеге на беду всему роду человеческому, научаться премудростям, любому волшебству всякому!..»

Елена Грушко «Венки Обимура»

Вещица — региональКное белорусское название Кикиморы
Игонг
— вариант названия Кикиморы
Игонь
— вариант названия Кикиморы
Кикиморка
— вариант названия Кикиморы
Кикимра
— вариант названия Кикиморы
Кукимора
— вариант названия Кикиморы
Мара
— вариант названия Кикиморы
Суседк
а — прозвище Кикиморы, как одной из домашних духов
Шишимора
— вариант названия Кикиморы
Шишига
— вариант названия Кикиморы

Слово кикимора (и его варианты кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть «кик-» возводится к древнему балто-славянскому корню «кик-/кык-/кук», который имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователя связывается то с глаголом «кыкать» — кричать, издавать резкие звуки, то с существительным «кика» — хохол, чепец). Вторая — «мора» восходит к общеславянскому корню «моръ» — смерть. Вторая часть слова — мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В польской мифологии мора — это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих. Похожие верования существуют и у южных славян.

Кикимора

Другое название — шишимора возводят к русским диалектным глаголам «шишить, шишать» («копошиться, шевелиться, делать украдкой»), и это довольно точное определение поведения этого существа.

Кикиморой, как верят в народе, становится ребенок, проклятый родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на «плохом» месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. По источникам XVIII века, кикимора — это ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой. В XIX веке полагали, что кикиморы — это дети, рождающиеся от связи девушек с огненным змеем.

Кикимора может появиться в доме также вследствие злого умысла, порчи: ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу или между бревен в переднем
углу.

Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань, лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром. Именно так старухи на Святки рядились кикиморами:

Старухи одевались в рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса, и в такой позе пряли. Прялку (копыл) они ставили меж ног… Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой.

Реже считалось, что кикимора — это девушка с длинной косой, нагая или одетая в белую, черную либо красную рубаху, или же крестьянка в головном уборе замужней женщины — повойнике, а иногда — с распущенными волосами. И совсем уже редко ее представляли в облике мужчины. Белорусы верили, что кикиморы — это маленькие девочки, они живут в доме и досаждают членам семьи писком, визгом и шумом. А иные утверждали, что кикимора показывается в виде какого-нибудь животного: свиньи, собаки, зайца, утки, хомяка.

Кикимора

Если в доме завелась кикимора — значит, там неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с печи — шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур, стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота, досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в доме, то в нем уже не жить — обязательно выживет хозяев.

В одном доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника, завелась кикимора. С тех пор в доме не стало покоя: никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают — начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому.

Но и это не самое страшное. Кикимора, насланная колдуном или «насаженная» в виде куколки строителями, может погубить человека, сжить его со света. Из-за «насаженной» кикиморы в доме чудятся то поросенок, то заяц, мерещатся свист, плач, песни и танцы.

У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери — раз — все открылись. А потом что? Стали искать — куколка завязана: будто как платочек личико — или, как сказать? — мордочка перевязана. Сожгли эту куколку — маячить не стало.

Это уж на моем веку было. Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось.

А еще кикимора мучает скотину, гоняет лошадей.

В одном хозяйстве кикимора повадилась ездить по ночам на кобыле и гоняла ее так, что к утру лошадь была в мыле. Хозяин подстерег кикимору рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре (женском головном уборе) и ездит вокруг яслей. Хозяин стегнул ее по голове плетью. Кикимора соскочила с лошади и закричала: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб».

На Русском Севере полагали, что кикимора стрижет или выщипывает шерсть у овец, из-за чего они плешивеют.

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Кикимора

Однако кое-где кикимору считали полезной: она-де помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной.

Любимое занятие кикиморы — прядение и шитье. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения. Прядет кикимора на голбце, при этом постоянно подпрыгивает и сучит нить не слева
направо, а наоборот.»

Выходит она, чтобы проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте: в правом от входа углу, подле самой печи. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».

С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила»

«Пытается она и шить, но швы, ею сделанные, неровные, и никакую работу она не может довести до конца. «От кикиморы рубахи не дождешься», — гласит русская пословица. Все это сближает ее с другими женскими персонажами восточнославянской мифологии — с русалкой, женой домового доможирихой, Параскевой Пятницей*.

По поведению кикиморы можно узнать будущее: она показывается на печке или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед какими-нибудь важными событиями. Если кикимора усядется прясть на лавку, стоящую в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев. Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева. Кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы. В народе верили, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она станет человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум.

Кикимора обитает в жилом доме, реже — во дворе, бане, хлеву, на гумне, в курятнике; в пустых домах; в кабаках. В доме выбирает места, которые предпочитает и прочая нечистая сила: за печью или на печи, на чердаке, в подполье. Считается, что кикимора присутствует в доме постоянно, но дает себя видеть или услышать только по ночам. Впрочем, она может появляться только на Святки или в ночь перед Рождеством — то есть тогда, когда на этот свет приходят обитатели загробного мира. В некоторых местностях думали, что до Святок она живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. На Святках она рожает детей — шушканов, которые тут же вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья (19 января ст.ст.). А на Герасима Грачевника (17 марта ст.ст.) кикиморы становятся смирными, и тогда их можно выжить из дома.

От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или же, наоборот, грубая ругань. Самые лучшие обереги от нее — «куриный бог» (камень со сквозной дыркой, старый лапоть или горлышко от разбитого кувшина). Такой оберег вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную палку, которой закалывают свиней. Кикимора боится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы она не запускала туда свою мохнатую лапку. А если она начинает греметь посудой и бить горшки, самое верное средство — перемыть их водой, настоянной на папоротнике.»

«Нерадивой же хозяйке остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть все горшки и кринки — кикимора очень любит папоротник и за такое угощение может оставить в покое.»

Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»

«Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. В одном из лечебников XVIII века предлагалось такое средство: «от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечение то же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток». Кикимору можно было изгнать и с помощью заговора: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее».»

«Чтобы избавиться от кикиморы, обметают печь и углы в избе, окуривая ее ладоном и приговаривая: «Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолой. Слово мое твердо. Аминь.»

«А вот кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить только одним способом: отыскать в доме куклу или другой предмет, с помощью которого ее наслали, и с величайшими предосторожностями выбросить его за пределы усадьбы или сжечь.

По поверьям, кикимора боится медведя и убегает от него. Об этом рассказывает распространенная быличка.

Рассказывают, что в одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей:

— Ушла ли от вас большая кошка?

— Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята.

Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу:

— Теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься…»

Категория: МОНСТРЫ. ЧУДОВИЩА | Добавил: TaSCha (07.01.2011)
Просмотров: 2200 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
а слово шмара ? ТО же к кикиморе имеет отношение кажеться?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz