«Кикимора
(по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о
ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако
многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он
сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания
Мокоши.
«— От силы нечистой зародилось во
чреве сие детище, проклинали его отец с матерью еще до рождения,
кляли-бранили клятвой великою: не жить бы ему на белом свете, не быть бы
ему в обличье человека, гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне
неугасимом! Унеси, нечистая сила, дите свое из утробы матери за
тридевять земель, нареки его там кикиморой, отдай на взращение кудеснику
в горы каменные. Расти ему там в холенеге на беду всему роду
человеческому, научаться премудростям, любому волшебству всякому!..»
Елена Грушко «Венки Обимура»
Вещица — региональКное белорусское название Кикиморы Игонг
— вариант названия Кикиморы Игонь
— вариант названия Кикиморы Кикиморка
— вариант названия Кикиморы Кикимра
— вариант названия Кикиморы Кукимора
— вариант названия Кикиморы Мара
— вариант названия Кикиморы Суседк
а — прозвище Кикиморы, как одной из домашних духов Шишимора
— вариант названия Кикиморы Шишига
— вариант названия Кикиморы
Слово кикимора (и его варианты кикимра,
кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть «кик-»
возводится к древнему балто-славянскому корню «кик-/кык-/кук», который
имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователя
связывается то с глаголом «кыкать» — кричать, издавать резкие звуки, то с
существительным «кика» — хохол, чепец). Вторая — «мора» восходит к
общеславянскому корню «моръ» — смерть. Вторая часть слова — мора в
других славянских языках выступает как самостоятельное слово,
обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В
польской мифологии мора — это женщина, у которой по ночам душа может
отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить
спящих. Похожие верования существуют и у южных славян.
Другое
название — шишимора возводят к русским диалектным глаголам «шишить,
шишать» («копошиться, шевелиться, делать украдкой»), и это довольно
точное определение поведения этого существа.
Кикиморой, как верят в народе, становится ребенок, проклятый
родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто
считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на «плохом»
месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где
был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. По
источникам XVIII века, кикимора — это ребенок, похищенный или обмененный
нечистой силой. В XIX веке полагали, что кикиморы — это дети,
рождающиеся от связи девушек с огненным змеем.
Кикимора может появиться в доме также вследствие злого умысла, порчи:
ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая
отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из
щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу или между
бревен в переднем
углу.
Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной,
скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань,
лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь, что ее
унесет ветром. Именно так старухи на Святки рядились кикиморами:
Старухи одевались в рваную одежду и с длинной заостренной палкой
садились на полати, свесив ноги с бруса, и в такой позе пряли. Прялку
(копыл) они ставили меж ног… Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее
за ноги, а она била их палкой.
Реже считалось, что кикимора — это девушка с длинной косой, нагая или
одетая в белую, черную либо красную рубаху, или же крестьянка в
головном уборе замужней женщины — повойнике, а иногда — с распущенными
волосами. И совсем уже редко ее представляли в облике мужчины. Белорусы
верили, что кикиморы — это маленькие девочки, они живут в доме и
досаждают членам семьи писком, визгом и шумом. А иные утверждали, что
кикимора показывается в виде какого-нибудь животного: свиньи, собаки,
зайца, утки, хомяка.
Если
в доме завелась кикимора — значит, там неблагополучно, «нечисто».
Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била
горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с
печи — шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур,
стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота,
досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в
доме, то в нем уже не жить — обязательно выживет хозяев.
В одном доме, построенном на месте погребения неотпетого
покойника, завелась кикимора. С тех пор в доме не стало покоя: никого не
видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится
голос: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают — начнет швырять
подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому.
Но и это не самое страшное. Кикимора, насланная колдуном или
«насаженная» в виде куколки строителями, может погубить человека, сжить
его со света. Из-за «насаженной» кикиморы в доме чудятся то поросенок,
то заяц, мерещатся свист, плач, песни и танцы.
У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и
поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он
на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то
двери раскроются. Вдруг все двери — раз — все открылись. А потом что?
Стали искать — куколка завязана: будто как платочек личико — или, как
сказать? — мордочка перевязана. Сожгли эту куколку — маячить не стало.
Это уж на моем веку было. Отец мой дом строил, и плотников чем-то
осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку положили. Ночью как
давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в
этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот
ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь
ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось.
А еще кикимора мучает скотину, гоняет лошадей.
В одном хозяйстве кикимора повадилась ездить по ночам на кобыле и
гоняла ее так, что к утру лошадь была в мыле. Хозяин подстерег кикимору
рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре
(женском головном уборе) и ездит вокруг яслей. Хозяин стегнул ее по
голове плетью. Кикимора соскочила с лошади и закричала: «Не ушиб, не
ушиб, только шамшурку сшиб».
На Русском Севере полагали, что кикимора стрижет или выщипывает шерсть у овец, из-за чего они плешивеют.
У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них
шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда
хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на
старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает:
«Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы
взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»
Однако
кое-где кикимору считали полезной: она-де помогает хозяйке печь хлебы,
убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной.
Любимое занятие кикиморы — прядение и шитье. По ночам она играет с
прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет,
мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без
благословения. Прядет кикимора на голбце, при этом постоянно
подпрыгивает и сучит нить не слева
направо, а наоборот.»
Выходит она, чтобы проказить с веретенами, прялкой и начатой
пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте: в
правом от входа углу, подле самой печи. Впрочем, хотя кикимора и прядет,
но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и
насмешка над ленивыми: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать
выткет».
С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила»
«Пытается она и шить, но швы, ею сделанные, неровные, и никакую
работу она не может довести до конца. «От кикиморы рубахи не дождешься»,
— гласит русская пословица. Все это сближает ее с другими женскими
персонажами восточнославянской мифологии — с русалкой, женой домового
доможирихой, Параскевой Пятницей*.
По поведению кикиморы можно узнать будущее: она показывается на печке
или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед
какими-нибудь важными событиями. Если кикимора усядется прясть на лавку,
стоящую в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев.
Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева.
Кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы. В народе верили, что
если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы,
она станет человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки:
кривизну, заикание, слабый ум.
Кикимора обитает в жилом доме, реже — во дворе, бане, хлеву, на
гумне, в курятнике; в пустых домах; в кабаках. В доме выбирает места,
которые предпочитает и прочая нечистая сила: за печью или на печи, на
чердаке, в подполье. Считается, что кикимора присутствует в доме
постоянно, но дает себя видеть или услышать только по ночам. Впрочем,
она может появляться только на Святки или в ночь перед Рождеством — то
есть тогда, когда на этот свет приходят обитатели загробного мира. В
некоторых местностях думали, что до Святок она живет на улице или на
гумне, а потом уходит неведомо куда. На Святках она рожает детей —
шушканов, которые тут же вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья
(19 января ст.ст.). А на Герасима Грачевника (17 марта ст.ст.) кикиморы
становятся смирными, и тогда их можно выжить из дома.
От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или же,
наоборот, грубая ругань. Самые лучшие обереги от нее — «куриный бог»
(камень со сквозной дыркой, старый лапоть или горлышко от разбитого
кувшина). Такой оберег вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила
кур. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную
палку, которой закалывают свиней. Кикимора боится можжевельника, пояском
из которого опоясывают солонки, чтобы она не запускала туда свою
мохнатую лапку. А если она начинает греметь посудой и бить горшки, самое
верное средство — перемыть их водой, настоянной на папоротнике.»
«Нерадивой же хозяйке остается одно средство: бежать в лес,
отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и
перемыть все горшки и кринки — кикимора очень любит папоротник и за
такое угощение может оставить в покое.»
Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»
«Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. В одном из лечебников
XVIII века предлагалось такое средство: «от кикимор в доме положить
верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечение то же,
шерсть с рясным ладоном клади под шесток». Кикимору можно было изгнать и
с помощью заговора: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из
горюнина дома скорее».»
«Чтобы избавиться от кикиморы, обметают печь и углы в избе, окуривая
ее ладоном и приговаривая: «Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома
скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой. Слово мое твердо. Аминь.»
«А вот кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить только одним
способом: отыскать в доме куклу или другой предмет, с помощью которого
ее наслали, и с величайшими предосторожностями выбросить его за пределы
усадьбы или сжечь.
По поверьям, кикимора боится медведя и убегает от него. Об этом рассказывает распространенная быличка.
Рассказывают, что в одной избе завелась кикимора, она ходила
целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь
посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он
остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с
медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но
тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева
узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц
подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей:
— Ушла ли от вас большая кошка?
— Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята.
Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу:
— Теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься…»
|