По мнению римских и греческих
классиков, ламии обитали в Африке. Кверху от пояса у них формы красивой
женщины, нижняя же половина — змеиная. Некоторые называли их колдуньями,
другие — злобными чудовищами… Они завлекают путников в пустыне и
пожирают их.
Lamia — латинское написание названия Ламии
Λάμια — греческое написание названия Ламии
Происхождения они божественного — они потомки одной из многих любовных связей Зевса. Ламия,
дочь Посейдона и нимфы Ливии (по другим источникам, ламия — королева
Ливии), была возлюбленной Зевса. Гера, узнав об (очередной)
внесупружеской афере, взбесилась и из мести прикончила детей Ламии.
Та была вынуждена укрыться в пещере и превратилась в кровавое чудовище,
похищавшая и пожиравшая чужих детей. Так как Гера лишила ее сна, она
бродит по ночам. Сжалившийся над ней Зевс, даровал ей возможность
вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она безвредна. Данный
сюжет можно обнаружить в Лексиконе Свида.
Будучи наполовину женщиной, наполовину змеей, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии
обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных
ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако чаще они
уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче завлекать
неосторожных мужчин. Из своих жертв ламии высасывают кровь. Нападают они
также на спящих и лишают их жизненных сил (спермы). Роберт Грейвс
ссылается на иконографию, изображающую нагих ламий в позе habitus
cquitis, усаживающихся верхом на спящих навзничь путников.
Женщина зашипела на меня – резкий выдох, слишком сильный для человеческой глотки. Высунутый язык оказался раздвоен.
- Да кто же ты, черт тебя побери?
Она засмеялась, но как-то неправильно – наверное, из-за раздвоенного
языка. Зрачки ее сузились в щелки, и радужки прямо у меня на глазах
стали золотистыми.
…
С ее ногами что-то происходило. Казалось, они срастаются вместе,
покрываются общей кожей. Я никогда ничего подобного не видела, и сейчас
мне тоже не хотелось.
…
Нижняя часть ее тела стала змеиной. Ничего себе змейка.
- Она же ламия! – тихо сказала я. И стала пятиться к двери, нащупывая ручку. – Я думала, они вымерли.
- Она последняя, – сказал Оливер. – Я ее держу при себе, потому что
подумать страшно, что она натворит, если предоставить ее собственным
желаниям.
Лорел К. Гамильтон «ЦИРК ПРОКЛЯТЫХ»
Ламию — при некотором умении — легко разоблачить, для этого достаточно заставить ее подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть.
Роберт Бертон в той части своей «Анатомии меланхолии» (1621), где говорится о любовной страсти, рассказывает историю одной ламии,
принявшей человеческий облик и соблазнившей юного философа, не менее
прекрасного, чем она. Она увела его в свой дворец, находившийся в городе
Коринфе. Приглашенный на свадьбу волшебник Аполлоний Тианский назвал
ламию ее истинным именем, и вмиг исчезли и ламия, и дворец.
«Филострат в четвертой книге его «О
жизни Аполлония» приводит достопамятный пример этого рода, который я не
могу опустить, о некоем Мениппе Ликии, молодом человеке 25 лет, который
на пути меж Кенхреями и Коринфом встретил подобное призрачное существо в
облике прекрасной молодой женщины; взяв его за руку, она повела его к
себе в дом в предместе Коринфа и сказала, что она родом финикиянка и
что, ежели он с нею будет жить, то «услышат, как она поет и играет, и
будет пить такие вина, каких в жизни не пивал, и никто им не помешает;
она же верно и преданно будет с ним жить и с ним умрет и обещает ему это
верно и преданно». Молодой человек был философом, жил степенно и
скромно и умел сдерживать свои страсти, но перед любовной страстью не
устоял; он довольно долго прожил с этой женщиной к великому своему
удовольствию и наконец женился на ней, и на свадьбу, среди прочих
гостей, явился Аполлоний, который по некоторым признакам обнаружил, что
эта женщина — змея, ламия, и что все ее имущество, подобно описанному
Гомером золоту Тантала, — ничего настоящего, одна мнимость. Когда она
увидела, что ее изобличили, то заплакала и попросила Аполлония молчать,
но его это не тронуло, и в тот же миг она, серебряная посуда, дом и все,
что в нем было, исчезло: «многие тысячи людей знали об этом
происшествии, ибо оно случилось в самом центре Греции».»
Роберт Бертон «Анатомия меланхолии»
Название «ламия» этимологически выводится из «lammaszt’a«, слова, которым в Ассирии и Вавилоне называли демонов, убивающих грудных младенцев. Древнееврейским словом «лилим» в мидраше именуют демонических детей Лилит.
Известны строки из Книги пророка Исайи (34:14), которые в большинстве
переводов говорят о «Лилит», или «ночном привидении», в переводе же Св.
Иеронима они выглядит так: «…ibi cubavit lamia et invenit sibi requiem».
Дело в том, что в средневековье ламия (как и Лилит)
стала синонимом сатанинского демона, дьявола родом из ада. Опороченное
произведение Ульриха Молитора «О демонах и чародейках» (1493) это ведь в
оригинале-то «De lamiis et Phitonicis mulicribus». Ламий связали с инкубами и суккубами,
превратили в упырей, демонов ночи, добавив к ним такие разновидности,
как лемуры, эмпузы и мормолики и поселив в лесах, оврагах и заброшенных
замках.
В восточной Европе ламия ассоциировалась
также с ночным кошмаром — Марой. У южных славян ламя — чудовище с телом
змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады,
пожирает плоды земледельческого труда.
«На ветках кустарника, каплями свежей крови, сверкали ягоды кислой дружины.
— Если нанизать по шестнадцать штук, отпугивают ламий.
— Хороши от поноса, — мрачно сказала ведьма, убивая романтику наповал.»
|