Ни для кого не секрет, что мифы
разных стран в той или иной мере похожи друг на друга. Но в
древнегреческой мифологии есть один миф, равных которому не встречается
ни в одной из мировых культур. Главный герой этого мифа наводил ужас на
людей, безжалостно расправлялся с молодыми людьми, присланными ему на
пожирание. Бог-бык, человек-бык, имя ему – Минотавр.
Согласно мифу, Минотавр
был плодом неестественной любви критской царицы Пасифаи к жертвенному
быку, присланному Посейдоном (или Зевсом – в зависимости от источника)
для жертвоприношения. Это чувство было наслано на неё ревнивой
Афродитой, которой Пасифая многие годы не отдавала почестей, как это
было принято в царстве царя Миноса.
А по другим источникам, Афродита сделала такое извращение по просьбе Посейдона, который обиделся на то, что Минос
принёс в жертву не того самого быка, а простого, из пастушьего стада.
Чтобы скрыть позор жены, царь приказал своему скульптору Дедалу
выстроить огромный Лабиринт, куда был поселён Минотавр, и ему отдавались на съедение преступники, а каждые девять лет – юноши и девушки, присланные из Афин.
Кто же это такой – Минотавр,
и почему в одной части великой Эллады его боялись, а в другой
откровенно смеялись над этим жестоким преданием? А на самом деле всё
восходит к тем далёким временам, когда Древняя Греция ещё не знала, что
такое демократия. Ключевым звеном в этом мифе является царь Минос. Этот царь появляется во многих мифах, с его именем связаны наиболее яркие предания Древней Греции.
Царь на самом деле мифический, и его
никогда не существовало на самом деле, но само его имя напоминает об
эгейской цивилизации, а именно крито-микенском её периоде. Само слово «Минос»
было обозначением царя, своеобразный титул, который носили критские
самодержцы. Ранняя цивилизация крито-микенского периода носит название
минойской цивилизации – по названию титула.
В
исторической традиции эти времена принято называть доантичным периодом.
Самой по себе Античности тогда ещё не существовало, она только начала
зарождаться, и боги, которым поклонялись люди, ещё не приняли полностью
антропоморфный вид. Центральной фигурой в верованиях минойцев был бык –
такие верования были широко распространены в те времена на территории
Центральной Европы и Египта. Исследования археологов и историков в этом
направлении дают повод полагать, что Минотавр существовал на самом деле.
Да-да, не удивляйтесь – Минотавр
существовал, правда, в несколько другом обличье. Ведь если рассуждать
здраво – когда-то Шлиман поверил в сказку о Троянской войне и отправился
на поиски этого, как тогда казалось, мифического, города. И он нашёл не
только Трою, но и целую цивилизацию, предшествовавшую периоду
Античности. Значит, и Минотавр – не сказка, а кто-то реальный, ставший ужасным существом.
Но обо всём по порядку. Итак, на Крите
чествовали бога-быка. В какого бога позже трансформировался этот
бог-бык, точно неизвестно, но два брата Посейдон и Зевс могут одинаково
претендовать на эту роль. Впрочем, настоящее имя Минотавра, данное ему при рождении – Астерий, больше восходит всё-таки к Зевсу, это имя – один из эпитетов верховного олимпийского бога.
Главным празднеством чествования бога
был ежегодный бой с быком. Бой этот был ритуальным и приурочен к началу
возделывания земли. Во время боя требовалось убить быка, тем самым,
принося жертву богу. И только богу-быку ведомо, сколько людей погибало,
пока кто-то единственный не убивал жертвенного быка. Такие бои
проводились повсеместно по Старой Европе и кое-где сохранились до сих
пор, приняв характер развлечения. Вы про него знаете, про это
развлечение – коррида называется.
А
потом начиналось чествование победителя. Человек, убивший быка,
становился центральной фигурой празднества, и жрец, надев на голову
морду быка, исполнял ритуальный танец в честь победителя, а заодно и
молитву возносил, чтобы бог принял эту жертву. Стоп. Жрец! Жрец –
человек, надевавший на голову морду быка. Вот этот жрец и носил во время
празднества имя Минотавр. Если уж переводить дословно с микенского языка, то само слово «минотавр»«царь-бык».
Вот тут мнения историков расходятся – а кто же был тот жрец, надевавший
бычью голову. И большинство полагают, что жрецом был сам Минос, то есть царь. Ведь мы помним, что Минос – это титул, а не имя. означает
А причём тут лабиринт? А Лабиринт – это знаменитый дворец в городе Кноссе, тогдашней критской столице. И это не дворец получил такое название, что похож на лабиринт, а лабиринты
впоследствии были названы именем дворца. Все ходы и коридоры в этом
дворце запутаны, и человеку непосвящённому требовалось очень много
времени, чтобы выбраться из него. А Лабиринтом дворец
назвали потому, что стены его были украшены греческими обоюдоострыми
топориками – лабрисами, символизировавшими рога священного быка. Вот на
крыше этого дворца царь-жрец в образе бога-быка исполнял свой ежегодный
ритуальный танец.
Заметьте – всё сходится. Царь – Минос, исполнявший обязанности жреца, превращался путём переодевания в быка Минотавра,
а перед этим погибало много людей, пока кто-то один не убивал
жертвенного быка. Впоследствии получилось так, что правитель
трансформировался в царя Миноса (а ещё позже их стало двое, Минос I и Минос II). Минотавр,
в которого превращался царь-жрец, стал ужасным чудовищем, пожирающем
людей, поскольку перед таким перевоплощением погибали люди. И всё это
происходило в Лабиринте.
Потом
случилась ужасная катастрофа, равной которой не знал древний мир,
породившая впоследствии множество легенд. Эгейская цивилизация была
практически стёрта с лица земли из-за извержения вулкана на острове
Санторин (Фера). Остались лишь воспоминания о танце человека-быка,
остались слова и фразы из микенского языка, остались редкие картинки,
изображавшие гибель людей во время боя с быком. Объединив все эти мелкие
крохи минойской культуры, древние люди сложили красивую и вместе с тем
жестокую сказку, разделив образы справедливого царя МиносаМинотавра.
Потом эта сказка была тесно переплетена с
другими преданиями и стала неотъемлемой частью древнегреческой
культуры. Она передавалась из уст в уста, записывалась поэтами, исказив
первоначальный смысл присутствия Минотавра среди людей. Но от этого искажения она не стала менее завлекающей.
|