Вампиризм — это способ жизни, основанный на отъёме крови у жертвы,
обычно питье оной из человека/животного. В фольклоре и современной
культуре термин главным образом отсылает к возможности получить
сверхъестественные способности, выпивая человеческую кровь. Историческая
практика вампиризма может рассматриваться как более специфичная и менее
распространённая форма каннибализма. Употребление в пищу крови и/или
плоти другого человека использовалось как тактика психологической войны,
направленная на то чтобы вселить страх во врага, и могло
использоваться, чтобы отразить различные духовные верования. В
зоологии и ботанике термин «вампиризм» используется по отношению к
пиявкам, омеле, летучим мышам-вампирам и другим организмам, которые
питаются телесной жидкостью других существ. Термин также используется и
по отношению к вымышленным животным схожей природы, включая чупакабру.
Термин
«вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое
магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим
силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые
действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира,
даже если они не наслаждаются кровью. Аналоги вампиров в древних культурах
Рассказы
о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему
миру, включая самые древние.[6] Вампироподобные духи, называемые Лилу
(Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие
акшары в даже более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в
темноте, охотясь и убивая новорожденных младенцев и беременных женщин.
Одна из этих демонов по имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована
иудейской демонологией как Лилит.
В Индии рассказы о ветале,
вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были найдены в
старом Санскритском фольклоре. Известная история рассказывает о Короле
Викрамадитья (Vikramāditya) и его ночных поисках с целью поймать
неуловимую веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси
(Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь
ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз
головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и
кладбищах.
Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью.
Древняя
египетская богиня Сехмет в одном из мифов стала полна жаждой крови
после убийства людей и насыщалась только после того, как выпивала
спиртной напиток цвета крови.
В «Одиссее» Гомера тени, которые
Одиссей встречает в своём путешествии в подземный мир, приманиваются
кровью принесённых в жертву баранов. Этот факт Одиссей использовал для
своей выгоды призвав тень Тиресия.
В Риме призраков-кровососов
называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица,
которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских
рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано
от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы
об этих существах показывают в основном славянское влияние.
Как
пример существования и известности похожих легенд в поздние времена,
можно отметить что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер
Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют
спорное сходство с восточно-европейскими вампирами.
Миф о
вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной
Европе из славянского фольклора (более подробно рассмотрено в следующем
разделе), где вампирами были существа, убивающие людей выпивая их кровь,
либо души их. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову,
вонзить деревянный кол в его сердце или сжечь труп. Народные поверья в вампиров
Похоже,
что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из
могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые
колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха»
могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром
могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной
смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением
стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское
происхождение. Споры о вампирах в 18 веке
В
18 веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В
охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.
Всё
началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в
1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и
впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали
Петара Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из
Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару
раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден
мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и нападал на
некоторых соседей, которые умерли от потери крови.
В другом
известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на
которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса.
После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле
охотится на соседей.
Эти два инцидента были очень хорошо
задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела,
описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые
распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение.
Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых
нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие
учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и
преждевременные похороны. Тем не менее Антуан Августин Калмет (Antoine
Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю
информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не
подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он
собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели,
включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его
демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют.
Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию
работы в 1751 году, Калмет был в некоторой степени скептичен по
отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части
доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой.[10] Какими
бы ни были личные убеждения Калмета, его явная поддержка веры в вампиров
имела в то время значительное влияние на других учёных.
В конце
концов, австрийская императрица Мария Терезиа отправила своего личного
доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что
вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие
могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому
времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных
произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её
известной большинству людей.
В 18-19 веках вера в вампиров
распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный
Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев,
когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов
сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и
смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы
описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного
туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам
своей семьи становились причиной заболевания этой болезнью. Наиболее
известный (и последний записанный) случай был с девятнадцатилетней Мерси
Браун (Mercy Brown), которая умерла в Exeter, Род Айланд в 1892 году.
Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил её из её гробницы
через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезанно и сожжено в
пепел. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и
история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе
«Дракула». Современные верования в вампиров
Вера
в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их
оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих
находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он
предстаёт в фильмах и литературе.
В 1970-х годах были слухи
(распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище
Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в
большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг,
описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean
Manchester), местного жителя, который один из первых предположил
существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и
уничтожил всё вампирское гнездо в районе.
В современном фольклоре
Пуэрто Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается
плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её
ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с
глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в
середине 1990-х.
В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так
называемых атаках вампиров распространилась по африканской стране
Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере
ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя (Eric Chiwaya),
основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.
В
Румынии в феврале 2004, некоторые родственники покойного Томы Петре
(Toma Petre) опасались, что он стал вампиром. Они вытащили его труп,
вырвали его сердце, сожгли его и смешали пепел с водой, чтобы потом это
выпить.
В январе 2005 появились слухи, что кто-то укусил
нескольких людей в Бирмингеме, Англия. Следом появились слухи о вампире,
блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о
подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской
легендой.
В 2006 году Костас Эфтимиу (Costas Efthimiou) и Соганг
Ганди (Sohang Gandhi) издали статью, которая использовала геометрическую
прогрессию, чтобы попытаться разоблачить особенности питания вампиров,
утверждая, что если каждое кормление вампира порождает ещё одного
вампира, то это лишь вопрос времени, когда всё население Земли будет
состоять из вампиров, либо когда вампиры вымрут. Однако идея о том, что
жертва вампира сама становится вампиром, появляется не во всём
вампирском фольклоре, и не является общепризнанным среди современных
людей, верящих в вампиров.
|