На протяжении веков интерес к ангелам то
вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). Уже в Новом Завете
мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления
иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет
воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое»
(Деян. 23:8). Будучи существами гораздо более близкими к человеческому
миру, чем Сам Всевышний, ангелы не могли не стать объектами
пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг
ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому,
стремясь сохранить чистоту учения, богословы всех мастей постоянно
подчеркивали тварное положение ангелов и предостерегали от поклонения
им.
Библейские сведения об ангельском мире достаточно скупы, зато в
полной мере человеческая фантазия касательно ангелов проявляется в
апокрифах, раввинистических сочинениях и каббале. Представление об
ангелах было подхвачено и европейской оккультно-магической традицией,
которая, зачастую игнорируя различие между добрыми и злыми духами,
стремилась и тех и других использовать в своих целях при помощи
специальных печатей, заклинаний и ритуальных действий.
Происхождение ангелов
Как и все сущее, ангелы были сотворены Богом – в этом пункте
сходятся все богословы. Однако существуют самые различные мнения,
относительно времени сотворения ангелов. Многие усматривали в первой
фразе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» – намек на
создание невидимого мира бесплотных духов, ангелов (так как о создании
видимого неба говорится позже) и неоформленной первоматерии. Из указания
Книги Иова на то, что ангелы ликовали, когда Господь «полагал
основания земли», делался вывод, что к моменту сотворения земли ангелы
должны уже были существовать. Апокрифическая Книга Юбилеев однозначно
относит создание ангелов к первому дню творения.
Талмудическая
традиция, однако, предпочитает перенести время сотворения ангелов на
более поздний срок, относя его, например, ко второму дню, «дабы не
говорили, будто Бог получил помощь в своей работе». Рабби Ханина
считал, что ангелы не были сотворены до пятого дня, помещая их в числе
крылатых созданий (см. Быт. 1:20).
Согласно еще одной любопытной точке зрения, отраженной в трактате
«Хагига», огненная река, текущая пред Божьим престолом, ежедневно
порождает новые сонмы ангелов, которые в течение дня поют хвалу Богу, а
затем уходят в ту же реку, чтобы смениться новыми.
Количество ангелов
Уже в Библии отражено представление о неисчислимом множестве
ангелов. «Есть ли счет воинствам Его?» – вопрошает Иов (25:3). Даниил
сообщает: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним»
(Дан. 7:10). Эта формулировка повторяется в апокрифической 1 Книге
Еноха: «И… видел я тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо
многих, стоящих пред славою Господа духов» (Ен. 40). Впоследствии об
огромном количестве ангелов говорится и в Новом Завете (Евр. 12:22,
Откр. 5:11 и др.).
Даже талмудисты при их страсти к точным подсчетам затруднялись
назвать точное количество ангельских ратей. В одном источнике
говорится, что существует 496 000 мириад ангелов, прославляющих Бога.
Шестьдесят мириад ангелов некогда спустились и водрузили по две короны
на голову каждого израильтянина, принявшего закон; но когда израильтяне
начали грешить сто двадцать тысяч ангелов спустились, чтобы снять их
(Shab. 88a). На Синае Бог явился с двадцатью двумя тысячами ангельских
сонмов, хотя другие авторитеты считают, что количество сонмов не мог бы
исчислить никакой математик. Тысяча ангелов следует за каждым
израильтянином, и один ангел предшествует ему, чтобы повелевать демонам
уступить дорогу; в левой руке этот ангел держит тысячу ангелов, а в
правой руке – десять тысяч ангелов. Рабби Симон бен Лакиш дает
следующее описание необъятности небесных воинств: «Существуют
двенадцать маццалот [«знаков Зодиака»], каждый имеет тридцать воинств;
каждое воинство – тридцать лагерей; каждый лагерь – тридцать легионов;
каждый легион – тридцать когорт; каждая когорта – тридцать корпусов; и
каждый корпус имеет 365 000 мириад звезд» (Berach. 32b).
Классификация ангелов
Какой-то общепринятой классификации ангелов не существует. Можно
выделить несколько упомянутых в Библии характерных наименований
ангелов, соответствующих роду их деятельности. Среди них
«Ангел-наставник», указывающий человеку «прямый путь его» (Иов 33:23),
«Ангел-истребитель», опустошающий Иерусалим язвой (1 Паралип. 21:15),
«Ангел завета», входящий в храм вместе с Господом (Мал. 3:1), «Ангел
лица», спасающий народ Израилев (Ис. 63:9).
В апокрифической литературе ангелам приписывается власть над
природными явлениями и стихиями. В 1 Книге Еноха говорится о духах
грома и молнии, моря (приливов и отливов), инея, града, снега, облака,
росы, дождя (Ен. 60), воды, ветров, воздуха (Ен. 69). В Книге Юбилеев
сделана попытка обобщить все функции или должности ангелов, здесь
перечисляются ангелы лица, ангелы прославления, ангелы духа огня,
ангелы духа ветров, ангелы облачных духов мрака, града, инея, ангелы
долин, громов, молний, ангелы духов холода и зноя, зимы и весны, осени и
лета, ангелы «всех духов Его творений на небе и на земле», а также
ангелы духов мрака, и света, и утренней зари, и вечера (Юб. 2). Эту
тему впоследствии развивает талмудическая литература.
В магических сочинениях ангелы могут классифицироваться по
соотношению со стихиями (огонь, вода, земля, воздух), с планетами и
знаками Зодиака, по их влиянию в те или иные дни недели (см., например,
«Гептамерон» П.Абано)
Целый ряд мистических созданий, подчиненных Богу, описывается в
иудейской Библии; Малах (вестник/ангел) – лишь один из них. К другим,
отличающимся своими характеристиками от ангела, относятся Ириним
(Ангелы-наблюдатели/Высшие Ангелы), Херувим (Могущественные), Сарим
(Принцы), Серафим (Огненные), Хаиот (Праведные), и Офаним (Колеса).
Объединяющими сущностями для всего множества созданий, служащих Богу,
являются: Цева (Хозяин), Б’неи ха-Элохим или Б’наи Элим (Сыны Божии), и
Кедошим (Святые). Они составляют Адат Эль, божественную ассамблею
(Пс.82; 1). Избранное число ангелов в Библии (три, если быть точным)
имеют имена: Михаил, Габриель, и Сатана.
Представление ангелов
Ангелы могут представать в удивительно разнообразных формах,
хотя Библия часто пренебрегает тем, чтобы предоставить хоть какое-то
описание (Книга Судей 6:11-14; Захария 4). Они предстают гуманоидами в
большинстве текстов Библии (Числа 22), и как таковые часто неотличимы
от человеческих сущностей (Бытие 18; 32:10-13; Иисус 5:13-15; Книга
Судей 13:1-5), но они также могут проявлять себя как столбы огненные и
тучи, или как пламя внутри куста (Исход 3). Псалмы характеризуют такое
природное явление, как молнию, как проявление Бога (Пс.104:4). Другие
божественные создания предстают крылатой частью Божественного трона
(Исайя 6) или божественной колесницы (Иезекиль 1). Внешность Херувима
достаточно хорошо известна, она мастерски изображена на Ковчеге Завета
(Исход 25). Возможно, самое неоднозначное создание – это Малах Адонаи,
ангел, который может быть, а может и не быть видимым проявлением Бога.
Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с
крыльями (символ невидимости) в белой льняной одежде с золотыми
поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде
плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).
Библейские ангелы выполняют множество функций,
включая доставку информации к смертным, защиту, спасение, заботу об
израильтянах и избиение врагов израилевых. Книга Даниила включает в
себя целый ряд идей касательно ангелов, которые были созданы в
пост-библейские времена, в том числе ангелов имени и
ангелов-хранителей: все нации мира имеют своих собственных верховных
ангелов, ангелы организованы иерархически и каждый имеет свои сферы
влияния и полномочия.
|