Вера в то, что некоторые люди могут превращаться в зверей, неискоренима,
как и страх человека перед дикой природой.
Жиль Гарнье был не только отшельником, но и убийцей-людоедом, добычей которого
становились заблудившиеся дети. Гарнье признался, что в волчьем обличье убивал
и съедал детей. Его признали виновным в ликантропии (психиатрический термин
означает «превращение в волка») и колдовстве. Его сожгли заживо в Доле, на востоке
Франции, 18 января 1573 г.
Обычно на человека нападают лишь измученные голодом или бешеные волки, и
в XVI в. их считали оборотнями — людьми, превратившимися в зверя. Гарнье жил
в краях, где водилось много волков и где с 1520 по 1575 г. четырех человек судили
как оборотней. В других местах в Европе до суда обычно не доходило, хотя обвинений
в подобных преступлениях было предостаточно. Ничего подобного не случалось в
Англии, поскольку к 1500 г. волков там полностью истребили. Нашумевший случай
произошел в Германии, недалеко от Кёльна. Петера Штуббе осудили за то, что он
убил и съел 13 детей (в том числе собственного сына) и двух беременных женщин.
Он хвастался, что дьявол дал ему волшебный пояс, с помощью которого он мог превращаться
в кровожадного волка. 28 октября 1589 г. Штуббе колесовали, обезглавили и сожгли.
Меняющие обличье. В период истерической охоты на ведьм в XVI и XVII
вв. полагали, что ведьмы съезжаются на шабаши верхом на волках, а колдуны-мужчины
превращаются в волков или принимают их облик, когда нападают на людей или животных.
Если такого «волка» ранить, то рана останется, даже когда он вернет себе человеческий
образ. В истории 1588 г. рассказывается об охотнике из французской провинции
Овернь, который отрубил волку лапу и положил ее в сумку, но когда он стал показывать
ее местному дворянину, то с удивлением обнаружил, что она превратилась в человеческую
руку с кольцом на пальце. Взглянув на кольцо, дворянин кинулся на кухню, где
увидел, что его жена перевязывает раненую руку. Женщину сожгли как колдунью.
На многих процессах по делам людей-волков подсудимых считали оборотнями и приговаривали
к мучительной смерти. Однако с древних времен ликантропия признавалась и психическим
расстройством. Страдающие им люди рычат, часто посещают кладбища и требуют человеческого
мяса.
В 1603 г. в Бордо 14-летнего пастуха Жана Гренье судили за нападение на детей
и людоедство. В суде мальчик заявил, что властелин леса дал ему волчью шкуру
и мазь, с помощью которых он мог превращаться в волка. Он признался, что съел
собаку, младенца и двух маленьких девочек. Но допрос с пристрастием показал,
что Гренье имел склонность выдумывать всевозможные невероятные истории. Посоветовавшись
с врачами, судья предложил присяжным признать его душевнобольным. Гренье заточили
в монастырь, где он умер в возрасте 20 лет.
Стая людей-волков. Большинство осужденных оборотней были психически
больными убийцами-маньяками. Однако существуют и менее мрачные истории о людях-волках.
В 1692 г. 80-летний крестьянин по имени Тисе рассказал судьям в Юргенсбурге
в Ли-вонии, в то время бывшей частью России, что трижды в год он превращается
в волка. Таков был его рок, предсказанный при рождении, — оборачиваться зверем
и сражаться во благо своего народа. Ночью накануне дня святой Люсии, Иванова
дня и Троицы, утверждал Тисе, он вместе с другими ливонскими людьми-волками
отправлялся в ад биться с чертями и колдунами, чтобы на следующий год был хороший
урожай.
Волки издавна ассоциировались с царством мертвых, и считалось, что оборотни
особенно активны в течение 12 ночей после Рождества, когда, как полагали, мертвые
ходят по земле. В первобытном обществе охотников и собирателей способность на
время принимать облик животного была одним из источников власти шамана. Похоже,
вера в то, что некоторые люди могут превращаться в диких зверей, практически
универсальное явление. Там, где не водятся волки, их место занимают другие звери.
В Южной Америке рассказывают о людях-ягуарах, в Африке — о людях-леопардах,
людях-гиенах и даже людях-крокодилах, в Индии — о людях-тиграх, а в Японии —
о людях-лисах и людях-барсуках.
|