Смерть в Исламе
Каждый сделанный тобой вдох – это шаг к смерти.
Нахджул Балагха
Как
и многие другие мировые религии, Ислам проповедует веру в загробную
жизнь (ахирет). В религии пророка Мухаммеда это понятие считается
настолько важным, что посланцы Аллаха (Расулы) во все времена считали
даже малейшее отступление от веры в жизнь за гробом отступничеством от
Аллаха.
Истинный мусульманин должен всегда помнить о ахирете, что
делает его жизнь и его поступки осмысленными. Что есть жизнь человека?
Жизнь человека – всего лишь краткий миг во время которого люди не могут
сполна получить справедливую награду или возмездие за свои поступки,
совершенные в течение всей жизни. Коран с особо отмечает необходимость
справедливого воздаяния каждому из живущих,
как за плохие, так и за хорошие дела в земной жизни, поскольку земная
жизнь – лишь подготовка к ахирету.
В час, который определен Аллахом, человек умирает. Хотя смерть
приходит по воле Аллаха, обязанность забирать человеческие души
возложена на Ангела Смерти – Азраила, являющего собой символическую
завесу между человеком, смертью и
тем, кто ее посылает. Человек умирает так, как он живет. Тот, кто
вел праведную жизнь, умирает легко и спокойно, тогда как грешники
покидают этот мир в муках. Пророк Мухаммед говорил, что души праведных
забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более
того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии
смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что
переместились в лучший мир, и наслаждаются вечным счастьем. Пророк
Мухаммед сказал Джабиру сыну Абдаллаха ибн Амра, который был мученически
убит в битве при Ухуд: "Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца?
Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы
этого не постигли. Твой отец сказал: "О, Всевышний! Верни меня в мир
живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько
прекрасно ожидаемое после смерти!". Господь ответил: "Возврата нет.
Жизнь дается только единожды. Однако я расскажу им о твоем пребывании
здесь".
В свой предсмертный час Великий Пророк
рекомендует читать особые молитвы, чтобы
облегчить переход души в мир теней.
Ислам
учит, что человек не должен бояться смерти. Для тех, кто верит и
совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Согласно
предопределению Аллаха, мир постоянно обновляется, на смену бренной
жизни приходит вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву,
то кажется, что она гибнет. Но на самом деле она проходя через
определенные стадии развития, в конце концов, превращается в дерево.
И "смерть" косточки является началом жизни нового дерева, новой,
более совершенной ступени развития.
И если смерть растений, представляющих собой простейший уровень
жизни, прекрасна и имеет большое значение,
то смерть человека, представляющего собой более высокую ступень
жизни, должна быть еще более прекрасна, и иметь еще более серьезное
значение: человек, уходя
в землю, непременно обретет Вечную жизнь.
В Исламе существует понятие «азаб ал-кабр» или могильное
наказание, означающий малый суд над умершим, который совершается сразу
после смерти: "Мы накажем их дважды, потом они будут возвращены к
великому наказанию" (9:101/102). Могила в этом плане - аналог
христианского чистилища, где и определяется, что заслужил умерший своими
земными деяниями - наказание или награду. Если
это награда, то могила становится преддверием райского сада, если
наказание - преддверием ада. Если умерший верил, но имеет какие-то
грехи, за которые он не был наказан в земной жизни, он подвергается
наказанию в могиле, и искупив грехи допускается в рай. Умершего в могиле
допрашивают два ангела - Мункар и Накир; они же, исполняя волю Аллаха,
оставляют тела праведных наслаждаться покоем до Дня воскресения.
Грешников наказывают мучительным давлением, а атеистов ждут муки
воистину страшные: "Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые
не веровали, ангелы - они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите
наказание пожара!" (Коран, 8:50/52).
После смерти душа попадает в место ожидания «барзах»
(преграда), где и пребывает до Судного дня, причем души мусульман
попадают на небеса, а души неверных в колодец Барахут в Хадрамауте. В
этом состоянии тела умерших все еще обладают способностью чувствовать,
хотя и находятся в могилах. И наконец в день, когда вся
Вселенная разрушится (киямет) все умершие предстанут перед Аллахом для
суда. Суд Аллаха – высший и справедливый,
во время которого он накажет грешников и даст вечное блаженство
праведникам.
"И когда наступит день самой большой катастрофы - день
Воскресения, день, когда человек вспомнит все свои труды и покажется
огонь вечных мук, те, кто уклонялись и предпочли жизнь мирскую, им место
в огне геенны, а те, кто страшились Господа и удерживали свои страсти -
им место в раю" (сура Наз'ат, стих 34-41). Сам день страшного суда
неизвестен : «Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме
Аллаха, и не знают они когда будут воскрешены» Коран 27:66(65).
Праведники после Суда обретут вечное блаженство в раю -
ал-Джанна (в буквальном переводе "сад").
Коран так описывает ал-Джанна: "...там - реки из воды непортящейся, и
реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для
пьющих, и реки из меду очищенного", там сады "темно-зеленые", там
"плоды, пальмы и гранаты".
Праведники одеты в "одеяния зеленые из сундуса и парчи, и украшены
они ожерельями из серебра",
отдыхают на "ложах расшитых", "не увидят они там ни солнца, ни
мороза, близка над ними тень". Голод они утоляют "плодами из тех, что
они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают", поит их Господь
"напитком чистым", "чашей, смесь в которой с инбирем", "из текущего
источника - от него не страдают головной болью и ослаблением". В
качестве прислуги у праведных будут "мальчики вечно юные", обходящие
хозяев "с сосудами из серебра и кубками хрусталя", а в качестве жен
обитателям рая будут даны "девственницы, мужа любящие, сверстницы",
"черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому". Кроме этих
чернооких дев (гурий), у праведников сохранятся и их земные жены:
"Войдите в рай, вы и ваши жены, будете ублажены!" (Коран, 47:15/16-17;
55:46-78; 56:11-38/37; 76:11-22; 43:70). Возраст попавших в рай,
согласно послекораническому преданию, будет
один для всех - 33 года.
Тех же, кто попадет в ад - джаханнам, ждет совершенно иная
судьба. Сам джаханнам, по одним представлениям, находится в чреве
"готового лопнуть от гнева" животного, по другим - в глубочайшей
пропасти, в которую ведут семь ворот (Коран, 89:23/24; 67:7-8; 15:44;
39:72). Им предстоят невероятные муки: "А те, которые несчастны, - в
огне, для них там - вопли и рев". "Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как
сготовится их кожа.,
мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания". "Огонь
обжигает их лица, и они в нем мрачны", "одеяния их из смолы". Питаться
грешники вынуждены плодами адского дерева заккум, которые "точно головы
шайтанов", пить - кипяток, который "рассекает их внутренности", или
гнойную воду: "Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему
смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его - суровое наказание". В
перерывах между огненными пытками обитателей джаханнама будет мучить
столь же ужасный холод (Коран, 11:106/108; 4:56/59; 23:104/106;
14:50/51; 37:62/60-66/64; 56:52-54; 37:67/65; 14:16/19-17/20). Добавлю
еще, что в зависимости от количества и качества проступков грешники
помещаются в разных уровнях (кругах) джаханнама.
В Исламе не существует единого мнения о времени пребывания людей
в джаханнаме. Например, сунниты считают, что для грешников мусульман,
благодаря заступничеству Мухаммеда, срок мучений будет ограничен, а
неверующих ожидают вечные муки.
|