Смерть в христианстве
Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и
другое - истинные черты мудрости. Святитель Иоанн Златоуст
Жили два брата, у которых было много
детей. Они приучали детей к особенному трудолюбию. Однажды один из
братьев призвал к себе детей другого брата и сказал им: "Ваш отец знает
такой день, потрудившись в который можно навсегда обогатиться и потом
уже жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой
это день. И потому ступайте к отцу, он скажет вам об этом дне". Дети с
радостью пошли к отцу и спросили его об этом дне. Отец отвечал:"Я и сам,
дети, забыл этот день. Но потрудитесь год; в это время, может быть, вы и
сами узнаете о том дне, который дает беспечальную жизнь". Дети
потрудились целый год, но такого дня не нашли и сказали об этом отцу.
Отец отдал им должное за труд и сказал: "Вы вот что сделайте: разделите
теперь год на четыре времени: весну, лето, осень и зиму, трудитесь и вы
найдете день этот". Дети трудились так и потом сказали отцу: "И опять
указанного тобою дня мы не нашли. А поскольку утомились, а вместе и
средства к жизни себе приобрели, то более трудиться уже не станем". Отец
отвечал: "День, который я назвал вам, есть день смерти. Он постигнет
нас тогда, когда мы вовсе о нем и не думаем. А потому вот так же нужно
трудиться и для спасения души всю жизнь, день и ночь, и готовиться к
смерти".
(81, 339-340)
Изначально человек был задуман
Богом, как бессмертное существо: "Бог сотворил человека нетленным; он
сотворил его по образу Своей собственной природы", но "через зависть
дьявола смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие уделу его".
Адам и Ева могли бы вечно и счастливо жить в Раю, в котором все было
дозволено, кроме одного, о чем и предупредил их Бог, указывая на древо
познания: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Все
мы знаем, чем закончилась эта история, и когда "открылись глаза у них
обоих", обрушил на них
Бог свой гнев и со словами: "в поте лица твоего будешь есть хлеб,
доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься" они
были изгнаны из райских кущ и стали смертны.
Самой первой смертью на Земле, как повествуется в Библии, была
смерть Авеля, который погиб от руки своего родного брата Каина.
Так в мир вошла смерть. Этот момент изображен на известной картине
Уильяма Блейка "Адам и Ева у тела Авеля".
В дальнейшем, в Ветхом Завете пророки трактуют смерть как
уничтожение возможности любого действия,
в том числе и во славу Божью. Но, тем не менее, в словах
ветхозаветных пророков говорится о воскресении - в книге Исайи (26, 19),
в книге Иова (19, 25) и у Иезекииля (37, 9-14). Даниил говорит, что
"многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,
другие - на вечное поругание и посрамление" (12, 2).
Отношение к смерти изменилось с приходом христианства. В
христианстве понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из
ветхозаветного положения: "День смерти лучше дня рождения" и
новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и рая".
С одной стороны - смерть - это извечное
наказание, которое каждый из нас вынужден
нести за совершенный некогда грех. Но с
другой стороны смерть - это освобождение
человека от оков бренного тела, от юдоли
земных печалей, выпускающее на свободу
его вечную душу. "Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом;
не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала
исцелением греха" (36, 739).Человек
становится бессмертным - путь к
бессмертию открыт искупительной жертвой Христа через крест и
воскресение.
Земная жизнь, полная печалей и скорбей, не ценится в христианстве
высоко, но именно она готовит человека к вечной
жизни. Идея бессмертия души и
воскресения наполняет высоким смыслом
жизнь христианина и дает ему силу пройти через невероятные трудности.
Поскольку краткая жизнь человеческая –
всего лишь приготовление к жизни за
гробом, то истинный христианин должен всегда
"трезвиться" - "будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий".
Бессмертие души стало догматом на Никейском
соборе в 325 году, когда при утверждении символа
веры в него был включен догмат о вечной
жизни.
Древняя христианская гностическая церковь в целом не отвергала
идею
переселения душ - по крайней мере
относилась к ней терпимо, но в 553 году, на Втором
Константинопольском соборе было постановлено: «Тот, кто будет защищать
мифическую доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее нелепое
предположение о ее возвращении, тому анафема».
Христианство говорит, как о том, что страх смерти естественен и
нужен человеку,
так и о том, что «Первым определенным знаком того, что жизнь Божия
начала действовать в нас, будет наша свобода от ощущения смерти и ее
страха. Человек, живущий в Боге, испытывает глубокое чувство, что он
сильнее смерти, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет
ощущать этого – напротив, в нем будет сильное чувство непрекращающейся
жизни в Боге»
(христианский философ О. Матта эль-Мескин.) Перестань плакать о
смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь
Вечную (36, 75). (Христианин), ты воин и непрестанно стоишь в строю, а
воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного (36,
77).
Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий пишет: «те, кто были
при кончине людей праведных, видели, что они не умирают, а как бы
засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Наоборот, смерть грешников
мучительна. У праведников есть вера и надежда, у грешников – страх и
отчаянье». По образному выражению одного из иерархов: "Умирающий человек
- заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром".
После смерти душа выходит из тела, ни на секунду не прерывая
своего существования, и продолжает жить той полнотой жизни, которую
начинала жить на земле. Но уже без тела. Но со всеми мыслями и
чувствами, со всеми добродетелями и пороками, достоинствами и
недостатками, которые были свойственны ей на земле. «Жизнь души за
гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле»,
пишет архиепископ Антоний Женевский.
"Если человек при жизни был истинным христианином (соблюдал заповеди,
посещал Церковь, молился), то душа ощутит присутствие Бога и обретет
покой. Если же человек был великим грешником, то душа его будет
тосковать по Богу, ее будут мучить желания, к которым привыкла плоть,
т.к. удовлетворить их будет нельзя, будет страдать от близости злых
духов".
Душа, выйдя из тела способна рассуждать, воспринимать,
осознавать, но она лишена оболочки и поэтому не может совершать
поступки, она уже
не сможет что-то изменить, приобрести то, чего она не имела, находясь в
теле. «За гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том
направлении, которое начала на земле», пишет Антоний Женевский.
Архимандрит Киприан пишет: "Кроме
мучений и власти ада, еще нечто смущает
нас в смерти: это невыясненность той
нашей жизни. С моментом телесной смерти
для души перерыва не будет: душа, как жила
до последней минуты земной жизни, так и
будет продолжать жить до Страшного Суда.
(...) В Православии нет смерти, ибо
смерть лишь узкая межа между жизнью здесь
и смертью в будущем веке, смерть есть лишь
временное разлучение души и тела. Нет
смерти ни для кого, ибо Христос воскрес
для всех. Там вечность, вечный покой и
вечная память у Бога и в Боге".
После того как человек умирает, его душа выходит из тела. Став
свободной душа обретает иное – духовное зрение. Она способна общаться с
миром светлых духов – ангелов, и
духов темных – демонов, а также с другими душами. Душа после смерти не
находится в полном покое, а продолжает развиваться И дальнейшее
развитие души,
по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую сторону она пойдет в
момент смерти: к Свету или Тьме. Вот почему
Церковь так высоко ценит таинство покаяния, особенно перед смертью,
благодаря чему человек даже в последние минуты своей жизни может очень
многое изменить, если конечно покаяние было искренним и полным. По
мнению
Церкви душа после смерти еще два дня относительно свободна и находится
возле тела, потом, на третий день, после погребения тела она переходит в
другой мир.
При переходе в загробный мир душа должна встретить злых духов и
пройти их проверку. Иисус сказал перед смертью: «Теперь князь мира сего
приходит, но он ничего не имеет во Мне». В этом случае Церковь советует
не поддавать страху, а уповать на Бога, помня, что судьбу души
определяют не злые духи, а
Бог. «Если в нас будет страх, мы не пройдем свободно мимо владыки мира
сего»,
-
говорит архимандрит Серафим Роуз. Итак, душа совершает определенный
путь
после смерти и подходит к престолу Страшного суда не такой, какой
покинула тело. Этот период роста необходим, по мнению одного из святых,
так как «... она не вынесет царящего там света». В конце концов
состоится Страшный Суд: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца
Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Не всех
грешников ждет одинаковая судьба
- нераскаянные и великие попадут в ад, а другие могут надеяться на
милость Божью и
вечную жизнь. Церковь считает, что помочь грешной душе могут молитвы
Церкви, а также молитвы родных и близких.
Согласно католическому вероучению души некоторых грешников по
пути на небо попадают в Чистилище, поскольку не получили при жизни
отпущения наказания за грехи (не выполнили епитимью). Срок пребывания в
чистилище может быть сокращен молитвами
близких, а также добрыми делами, совершенными в память об умершем.
Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э,
а учение о чистилище было подробно разработано
в трудах Фомы Аквинского. Догмат о чистилище принят на Флорентийском
соборе в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором.
|